Результаты исследования, проведенного компаниями SAP и Market-Visio Consulting/Gartner во второй половине 2005 года, продемонстрировали, что предприятия среднего бизнеса, помимо традиционных стратегических приоритетов — роста рентабельности, контроля над затратами и увеличения доли рынка, осознают важность адекватного построения бизнес-процессов, достижения их прозрачности и стабильности. Наиболее значимые процессы в этом сегменте — планирование и бюджетирование, управление производством и сбытом, в том числе взаимодействием с клиентами. С этим перекликается список бизнес-процессов, которые, по мнению респондентов, в наибольшей степени выигрывают от автоматизации. Для предприятий крупного бизнеса в качестве приоритетов были указаны не только рост доли рынка, рост рентабельности за счет управления затратами, но также и формирование прозрачности и управляемости бизнес-процессами. При этом ключевыми бизнес-процессами были названы внутренняя кооперация, в том числе между географически распределенными подразделениями, планирование и бюджетирование, управление производственными процессами, а также управленческая отчетность. С точки зрения отдачи от автоматизации, изменился лишь порядок приоритетов: управление производством вышло на первое место, остальные поделили второе. Стоит отметить, что в ходе исследования компании были условно разбиты на две группы — крупные предприятия (оборот — более €500 млн), их количество составило 35 компаний, а также средние предприятия (от €100 млн до €500 млн) — 85 участников. Выборка была осуществлена из 22 отраслей, таких, как нефтегазовый сектор, транспорт, авиастроение, машиностроение, металлургия, энергетика, банки и страхование, розничная торговля, рынок связи, химическая промышленность и т.д. Из десяти факторов, формирующих конкурентное преимущество компании, которые были представлены респондентам в качестве возможных ответов, пять оказались наиболее важными для обоих сегментов, но получили разные оценки. Среди представителей крупного бизнеса основными источниками конкурентного преимущества, которые необходимо укреплять и развивать, были названы: бренд, человеческие ресурсы, инновации, специализация, уникальное предложение продуктов. В результате исследования выявилась следующая закономерность: для предприятий среднего размера пятерка источников конкурентного преимущества выглядит иным образом — человеческие ресурсы, бренд, уникальное предложение продуктов, специализация, инновации. Представители как крупных, так и средних предприятий видят развитие ИТ в будущем как один из приоритетных путей решения ключевых задач бизнеса. Этот ответ был наиболее распространен среди респондентов и занял первое место. Далее в качестве решающих факторов были обозначены организационно-административные меры и налаживание работы с партнерами. Что касается рисков, то при внедрении информационно-управленческой системы представителями обеих групп были выделены пять основных критериев — неприятие со стороны сотрудников (конечных пользователей), необходимость изменения существующих приложений под новое ПО, зависимость бизнеса от ИТ, повышение издержек компании, несоответствие системы ожиданиям. Согласно исследованию, при выборе поставщика ИТ-решений компании, в первую очередь, обращают внимание на качество предлагаемых продуктов и услуг. Вторым важным фактором является наличие истории успешных внедрений на предприятиях данной или схожей отрасли. Третий фактор — квалификация сотрудников ИТ-интеграторов. Целью исследования было создание актуального и правильного представления об использования ИТ. «Перед нами стояла задача выяснить, какой уровень ИТ российские лидеры считают необходимым для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, какие стратегические недостатки ИТ существуют в компании и как их можно компенсировать, — отмечает генеральный директор Market-Visio/Gartner Микка Олликайнен. — На эти вопросы ответили представители 115 российских компаний крупного и среднего бизнеса, большинство из которых ИТ-директора, а также руководители высшего звена, отвечающие за формирование стратегии компании и развитие бизнеса».